Проснувшись в пять утра я вдруг подумал, что был неправ в некоторых своих ранних статьях, призывая воздерживаться от матерщины. Ибо воздержание от матерщины - это игра на стороне матерщины. От воздержаний и запретов матерщина становится лишь матерщинней. Но с другой стороны - использование матерщины это тоже игра на стороне матерщины, разве нет? Понятно, что тут налицо coincidentia oppositorum - совпадение противоположностей. Damned if do, damned if you don't, как сказал бы Бартоломью Симпсон. Но все равно - как быть?
И тут я вспомнил Фрейзера и его огромную в 800+ книгу, которую я прочитал за пару недель в 2008 г. Называется Золотая ветвь. Одна из основных идей книги - то, что в ранних обществах передача титула царя-жреца осуществлялась через убийство, либо физическое унижение преемником предшественника. Как собственно у зверей. И тут я понял, что есть принцип, который объясняет почти все злоключения человеческих обществ с незапамятных времен и по сщас:
Победитель зла сам становится злом
Мы говорим не о фактическом улучшении в каких-то областях, не об эффективной политике, не о цивилизованных отношениях в обществе, а о сияющем триумфе добра над злом. О героических позах и о заявлениях, что всё - зло побеждено. Победитель горделиво позирует Рафаэлю или Донателло и с чувством выполненного долга отправляется почивать на лаврах. Жаль мало кто замечает, какие дальше овидианские метаморфозы приключаются с триумфатором. Как его внутренняя сущность начинает покрываться драконовой чешуей, а рот начинает изрыгать пламя. Триумфатор начинает летать, но все думают ничего страшного - он же триумфатор. А потом он уже требует установленное число девственниц для пожирания. Это же я - ваш герой. Какому-то дракону вы приносили девственниц, а мне значит пожалели?
Хреновы те времена и те места, где люди начинают слишком усиленно бороться со злом.
Но что такое мир без героев? - как сказал бы Хаим Витц, он же Джин Симмонс. Однозначно это такое же хреновое место, как и мир с героями. Что же делать герою, куда же герою податься? Во-первых, слишком сильно героизировать, понятно дело, не стоит. Статный памятник все равно обосрут птицы. Но если получилось вдруг случайно ненароком сгероизировать, то - в иронию, товарищ-герой, в иронию! Уж если поешь такую песню, так будь добр - размалюй себя по-симмонсовски.
Или еще так можно (и нужно):
Или еще так можно (и нужно):
А еще лучше в самоиронию! Если хочешь понтоваться, то делай это карикатурно и larger-than-life как Сальвадор, понимаешь, Дали!
Кстати, что там в Костроме за выставка этого самого Сальвадора?
Комментариев нет:
Отправить комментарий